Династия в пять поколений
В год 125-летия МНИОИ им. П.А. Герцена мы продолжаем знакомить вас с историей института в лицах, повествуя о судьбах его руководителей.
Сегодня мы расскажем о Борисе Евгеньевиче Петерсоне, директоре Московского научно-исследовательского онкологического института с 1977 по 1981 год. О человеке с большим количеством регалий и наград: главном онкологе Министерства здравоохранения РСФСР, профессоре, члене-корреспонденте АМН СССР, лауреате Премии имени H. Н. Петрова, эксперте ВОЗ по клинической онкологии. Но, в первую очередь, — о педагоге с большой буквы. Именно так в своих воспоминаниях называет своего учителя академик РАН М.И. Давыдов.
Борис Евгеньевич Петерсон родился в 1923 году в Нижнем Новгороде в семье потомственных лекарей и провизоров. Дед держал аптеку на Невском в Петербурге, родители работали в военных госпиталях Великой Отечественной, сестры, как и он, стали врачами. Он рано проявил интерес к естествознанию и уже после девятого класса написал самостоятельную работу о флоре и фауне реки Ветлуги, за что получил диплом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, а классный руководитель написал в характеристике: «Отношение у него к делу самое серьезное. Из наук больше всего интересуется биологией…».
В юношестве Борис перенес серьезное заболевание, и этот период вынужденного бездействия вылился в серию удивительных стихов и пейзажей о родной стороне. Это увлечение навсегда останется с ним навсегда. В 1941 году Борис Петерсон экстерном сдал экзамены в Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова, которую с началом войны эвакуировали в Куйбышев (ныне Самару). Студентов срочно готовили на фронт в качестве фельдшеров, но Борис на фронт не попал- заболел тяжелой формой туберкулеза, который все же смог победить!
В 1947 году окончил Горьковский медицинский институт имени С. М. Кирова, и получил распределение в Горьковский институт восстановительной хирургии и травматологии, в котором в это время работал Н.Н. Блохин. Предложенная Петерсоном инновационная методика пересадки хрящевой ткани вернула многим вернувшимся с фронта раненным и покалеченным бойцам здоровье и возможность полноценного труда.
В 1960 году в Москве отрылся Институт экспериментальной и клинической онкологии (РОНЦ, ныне — НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина), который создал и возглавил академик Н.Н. Блохин. Николай Николаевич пригласил своего соратника и земляка Бориса Петерсона вместе решать амбициозные задачи, поставленные партией и правительством перед советскими врачами. Одним из приоритетов в своей же педагогической деятельности Борис Евгеньевич считает создание на базе института кафедры онкологии и преподавание в медицинских вузах онкологии как самостоятельной дисциплины.
Особую страницу в его биографии занимает его работа на посту директора МНИОИ им. П.А. Герцена. По словам ветерана Института профессора А.С. Мамонтова: «когда мы первыми выполнили операцию по созданию искусственного пищевода из желудка, он радовался, как ребенок. Рак желудка и рак легкого в 70-х годах были лидерами в онкологической статистике. Мы же предложили метод одномоментной резекции и пластики, используя стебель из большой кривизны желудка».
Более половины спасенных таким образом пациентов преодолели пятилетнюю выживаемость. За серию работ по этому направлению коллектив хирургов под руководством Б.Е. Петерсона получил Золотую медаль ВДНХ.
— Я помню, как Борис Евгеньевич сразу после назначения заявил на утренней конференции: коллеги, будем писать и издавать книги, — вспоминает Анатолий Сергеевич. — Наша главная задача сегодня — дать врачам-онкологам современную профессиональную литературу. Институтом имени П.А. Герцена были изданы и много раз переизданы необыкновенно популярные работы по ранней онкологической патологии, об ошибках в клинической диагностике злокачественных опухолей, атласы онкологических операций по нозологиям, лекции по онкологии как для практикующих врачей, так для ординаторов и студентов.
Но Борис Евгеньевич продолжал работать и в качестве хирурга над сложнейшими операциями, особенно в области кардии. Им была предложена методика наложения желудочно-пищеводного анастомоза, которая получила его имя. Усовершенствован и внедрен в практическую работу метод медиастиноскопии.
С 1977 года Б. Е. Петерсон стал председателем Правления Всероссийского и с 1979 года — заместителем председателя Правления Всесоюзного научных онкологических обществ, на которых в те годы особенно остро поднимали вопросы организации онкологической помощи, то, что много лет спустя нашло воплощение в идее маршрутизации пациентов.
К сожалению, в 1981 году случайная пуля на охоте оборвала жизнь блестящего ученого и организатора здравоохранения. Кто знает, сколько еще всего Борис Евгеньевич смог бы сделать для российской науки и здравоохранения.
Под его руководством выросли сотни талантливых онкологов, профессоров и кандидатов наук, виртуозных хирургов. Все дети и внуки Бориса Евгеньевича тоже стали врачами. Сегодня семья насчитывает два десятка докторов различных специальностей. Это династия в пяти поколениях. 14 июня 2023 года друзья, ученики, родственники Бориса Евгеньевича отметят 100 лет со дня его рождения. Память о нем живет и в нашем Институте.
Пресс-служба НМИЦ радиологии Минздрава России