НМИЦ радиологии в лицах. Надежда Ивановна Рожкова
д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Совета Министров СССР, президент Российской ассоциации маммологов, заведующая Национальным центром онкологии репродуктивных органов ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, профессор кафедры клинической маммологии, лучевой диагностики и лучевой терапии РУДН:
«Быть полезной, независимо от обстоятельств»
Надежда Ивановна в школе обладала приятным голосом и абсолютным слухом, и нередко выступала на школьных вечерах. Директор, вручая ей аттестат зрелости, сказал: «Ваш путь — только в театральный институт».
— А я Вас, наверное, удивлю,- ответила выпускница, — я иду в медицинский.
Решение было для многих неожиданным, хотя для самой Надежды медицина стала серьезным и осознанным выбором. И хотя в Первой медицинской академии имени Сеченова был огромный конкурс, она поступила с первого раза.
Надежда Ивановна считает, что успехами своей жизни она обязана во многом необыкновенному везению на учителей. Всю жизнь.
— Нам в институте читали лекции представители великолепной плеяды преподавателей, и среди них особенное впечатление оставляли лекции профессора кафедры рентгенологии и радиологии Леонида Давидовича Линденбратена. Он обладал потрясающим ораторским искусством, невероятным завораживающим тембром голоса, умением держать паузу. Всякий раз это был глубоко продуманный и интересно проиллюстрированный доклад, в котором находили место и стихи, и художественные образы, и история. И это все – о рентгенологии!
Настолько это было впечатляющим, что студентка Рожкова, поддавшись этой энергетике, пошла на третьем курсе в профильный студенческий кружок.
Одно из направлений, которым начинала заниматься кафедра профессора Л.Д. Линденбратена, было совсем молодым и неизученным — возможности рентгенологии в диагностике заболеваний молочной железы. В мире были единичные исследования на этот счет. В то время рак молочной железы обнаруживали, как правило, уже на поздних стадиях.
Проблема заключалась в отсутствии метода, дающего объективную информацию о структуре молочной железы, поскольку это мягкотканный низкоконтрастный орган, обычная рентенограмма для которого была малоинформативна. В России на тот момент о рентгеномаммологии было известно крайне мало. И первым, кто привлек внимание к проблеме возможности раннего выявления рака, был профессор Л.Д. Лиденбратен. В 1966 г он читает свою блестящую лекцию, посвященную настоящему открытию в этой области – возможности использовать рентгеновские лучи для изучения структуры тканей молочной железы. На лекцию сбежались все студенты и врачи-рентгенологи Москвы. Негде было не только сесть, а даже и встать.
Эта лекция была поворотной в судьбе Надежды Ивановны как специалиста.
Новое направление начиналось с чистого листа — создания отечественных специализированных маммографов, в чем она принимала самое непосредственное участие, и за что впоследствии была удостоена звания лауреата премии Совета Министров СССР.
Специалисты провели сравнительный анализ огромного массива технической и медицинской информации и рентгено-гистотопографических исследований, результатами которого сегодня стала в качестве рутинного метода маммография — единственный пока безальтернативный метод выявления непальпируемого рака.
Злокачественные новообразования стали «видеть» размерами в 50 микрон, чего нельзя было даже представить в прошлые годы. На кафедре были разработаны основные методологические аспекты рентгеносемиотики изображения различных заболеваний молочной железы и организационные особенности работы специализированных кабинетов.
С тех пор в маммологии в России произошли колоссальные сдвиги, можно даже сказать – революция. Появились школы, курсы, кафедры по клинической маммологии для обучения специалистов, создана библиотека. А в стране внедрена система онкомаммосрининга и сеть современных маммологических центров и кабинетов.
Благодаря выявлению мельчайших непальпируемых образований хирурги получили возможность проводить органосберегающие операции, что не только сохраняет жизнь пациенткам, но значительно повышает ее качество. Активно разрабатывались технологии интервенционной радиологии, которые позволяли осуществлять высокоточную диагностику и стационарозамещающее лечение под контролем лучевых методов исследований.
И именно Надежда Ивановна стояла у истоков, являлась идейным вдохновителем и двигателем тех изменений, о которых мы говорим. Не зря журналисты ее часто называют главным маммологом страны, хотя такой графы в номенклатуре специальностей Минздрава нет.
Первая встреча с А.Д. Каприным случилась в начале 2000-х годов еще в Российском центре рентгенорадиологии, теперь же с 2014 года Андрей Дмитриевич и Надежда Ивановна продолжают работу в НМИЦ радиологии, где Надежда Ивановна руководит Центром онкологии репродуктивных органов.
Огромный опыт, большая школа последователей и учеников, уважение и признание коллег, как в России, так и за рубежом, достойная оценка труда государством и тысячи спасенных пациенток, вернувших себе счастье быть полноценной женщиной – можно с уверенностью говорить, что Надежда Ивановна состоялась как ученый и врач в полной мере.
Всегда с новыми идеями, подтянутая, в прекрасной форме, яркая и элегантная – она сама вселяет желание жить и быть красивыми.
— Что самое главное в моей работе?- переспрашивает Надежда Ивановна. И после небольшой паузы отвечает: — Быть полезной, независимо от обстоятельств. А их в жизни очень много и самых разных. Несмотря ни на что – быть полезной.
Пресс-служба ФГБУ НМИЦ радиологии Минздрава России