Вы используете устаревший браузер. Для более быстрого и безопасного просмотра веб-страниц обновите приложение бесплатно сегодня.

История МНИОИ им. П.А. Герцена в лицах. Новиков Александр Николаевич, директор Института с 1954 по 1967 гг.

Если предшественника Александра Николаевича – академика А.И. Савицкого — по праву называют крупным организатором здравоохранения, создателем современной системы онкопомощи в СССР и в России, то перед новым директором в 1954 году стояли другие задачи. В первую очередь — довести «до ума» начатую до Великой отечественной войны стройку нового комплекса Института во 2-м Боткинском проезде. И такой опыт у А. Н. Новикова уже был. Перед назначением его на пост руководителя Государственного онкологического института Минздрава РСФСР (именно так МНИОИ им. П.А. Герцена назывался в середине 50-х годов ХХ века)  он работал в Главном управлении учебных заведений Минздрава СССР и отвечал там за капитальное строительство. Именно такой человек был нужен Институту и онкологии страны в целом в этот период.

А.Н. Новиков родился в 1912 году в семье сельского фельдшера, которая в 1920 переехала в г. Набережные Челны.  В 1930 году, окончив школу II ступени,  юный Александр поступил сначала в Пермский, а затем перевелся на второй курс Казанского медицинского института, который  окончил в 1935 году. Молодому специалисту  сразу же доверили пост главного врача районной больницы села Останково Ворошиловского района Татарской АССР, куда он отправился работать по распределению.

Всего через год А.Н. Новикова призвали в Хабаровск на срочную службу в Красную Армию,  после которой, честно отслужив два года в пехоте,  демобилизованный красноармеец  Новиков поступает в  1936 году в  ординатуру клиники госпитальной хирургии Казанского мединститута, а  спустя всего три года уже получает назначение  заведовать  горздравотделом г. Казани. Несомненно, его социальный лифт, как бы сейчас сказали, был очень скоростным, что, скорее всего, было обусловлено личными чертами характера.

В 1942 году Александр Николаевич получает новое назначение. Как сам пишет в своей автобиографии, с 1942 по 1950 гг. он служит на «руководящих должностях в НКВД — МГБ СССР», то есть в Наркомате внутренних дел и в органах Госбезопасности г. Москвы.  Уточнить, на каких должностях и что ему поручала Отчизна в эти годы, нам не удалось, однако знаем точно, что в 1946 году он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1947 году был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

В 1950 году, как он сам пишет, «уволился  из органов по собственному желанию и перешел на научно-педагогическую деятельность». В то время он уже проживал в Москве и был избран доцентом кафедры госпитальной хирургии Второго медицинского института имени И.В. Сталина (ныне – имени Н.И. Пирогова).  Буквально через два года, а именно  в 1952 году,  А.Н.Новиков  переведен в аппарат Минздрава СССР начальником отдела медвузов Главного управления учебных заведений (ГУУЗ), а  уже через год становится первым замом начальника этого управления.  Но и научной деятельностью Александр Николаевич продолжает заниматься.  Он исполняет обязанности профессора кафедры общей хирургии Первого меда (сегодня — Сеченовский университет), и в 1952 году в своей автобиографии пишет: « планирую закончить докторскую диссертацию».

К тому времени Александр Николаевич  уже женат, его избранница  тоже медик,  и позже она  будет работать в клинической лаборатории МНИОИ им. П.А. Герцена. У них родится трое детей и, работая с 1953 года в должности зама руководителя ГУУЗ Минздрава СССР, А.Н. Новиков курирует строительство новых объектов  в медицинских вузах страны.

29 июня 1954 года приказом министра здравоохранения СССР он переводится из аппарата союзного министерства на работу директором Государственного онкологического института им. П.А.Герцена Минздрава РСФСР.  Было ли это  понижение в должности? Трудно сказать сегодня. Во всяком случае, Александр Николаевич с таким же энтузиазмом принялся претворять планы активного строительства новых мощностей в вверенном ему Институте. Было ему в ту пору всего 42 года. Это именно при нем и его усилиями Институт обзавелся новыми корпусами, в первую очередь – клиническим (ныне — староклинический корпус), куда переехали все отделения и наука, покинув одно-единственное здание, которое успели построить до войны. Затем были отстроены радиологический корпус и так называемая «башня» (не путать с новым клиническим корпусом), где ныне расположены отделение прогноза и другие научные лаборатории института.

Я пришел работать в Институт имени П.А. Герцена в 1960 году, как раз когда им руководил Александр Николаевич, — рассказывает ветеран института профессор А.С. Мамонтов. — К тому времени новые корпуса уже строились, а врачей и вообще онкологических кадров не хватало. Новиков дал задание своему заместителю профессору Вере Владимировне Городиловой набрать толковых выпускников в Первом меде.

Так девять студентов прямо после выпускных экзаменов оказались в Институте во 2-ом Боткинском проезде. Новиков был не только «строителем», он понимал, что ему нужно насытить кадрами штатное расписание, специалистами, которые впоследствии смогут стать основателями новых направлений в онкологии, создавать свои школы, академические дисциплины. Поэтому он набирал врачей, способных одновременно  быть и клиницистами, и научными сотрудниками. Среди молодежи, получившей путевку в жизнь именно при его руководстве, были такие ставшие впоследствии звездами, как профессора Трахтенберг, Демидов, Плетнев, Дарьялова.  Именно здеcь и сейчас начинался их взлет. И директор внимательно следил за их успехами, поддерживая  морально и материально молодую поросль.

Ставка врача-ординатора была в те годы всего 35 рублей. Уже через месяц все «новобранцы» из Первого меда получили ставки младших научных сотрудников, у которых оклад был в три раза выше.

— Александр Николаевич как врач занимался раком легкого, и я часто ему ассистировал на операциях, — продолжает рассказ профессор Мамонтов – И вот однажды к нам в Институт приехал известный американский хирург по раку легкого Ричард Аверхольд посмотреть, как лечат новообразования легкого у нас в Институте. Мы как раз  «мылись», по-моему, с Трахтенбергом, готовились помогать оперировать рак легкого Новикову.  Гость обмолвился с директором парой слов (А.Н.  владел английским – ред.),  понял предстоящий фронт работ  — пневмоноэктомия — и ушел смотреть, что оперируют на других столах. Вернулся он буквально через минут десять и застал Александра Николаевича уже выходящим из операционной.

— Уже прооперировали? – не поверил он и ринулся к столу.

 — Там мы, ассистенты уже собирались зашивать пациента, — вспоминает А.С.Мамонтов, — удаленное легкое лежало в тазу, на рентген-снимке, все еще висящем над столом, была та самая опухоль.  Никакого обмана. Он был настолько поражен, что   без единого вопроса убежал из операционной.

А все дело было в том, что в Институте уже применяли при резекции легкого сшивающие аппараты профессора Гарина.  Американец ничего этого, конечно, не знал.  В результате к нам из Америки прислали хирурга-онколога, который работал у нас 8 месяцев, участвовал во всех операциях, а затем закупили у нас некоторое количество этих сшивных устройств, а позже — лицензию на его изготовление и применение в США.

 Сам Александр Николаевич был апологетом комбинированного лечения рака легкого, которое включало и хирургическое вмешательство, и последующее лучевую или химиотерапию.  И он активно этот подход внедрял в практику. Сейчас, казалось бы, это прописные истины, но тогда они требовали настойчивости, таланта, доказательных результатов.

При Новикове Институт издал только за два года (1961-1962) 19 монографий по диагностике и лечению рака, в том числе первое в стране «Руководство по цитологической диагностике», которое актуально и поныне. В 1965 году его усилиями Институт получил базу на 700 коек в 62-ой ГБ, где было создано и открыто первое в стране отделение медицинской реабилитации онкологических больных.

Несомненно, ему удалось создать необходимую техническую базу и крепкий научный коллектив, который в дальнейшем дал онкологии  многие-многие  имена.

Скончался Александр Николаевич в 1969 году, когда ему исполнилось 57 лет. Однако память о нем до сих пор живет в Институте, и не «книжная», а в живых рассказах старожилов, и в действующих и поныне корпусах Института.

Пресс-служба НМИЦ радиологии Минздрава России

Опубликован 21 марта 2023

Поделиться в соц. сетях:

Контакты ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России
Бесцветное здание МНИОИ им. П.А. Герцена в проекции
МНИОИ им. П.А. Герцена

125284, г. Москва, 2-й Боткинский пр., д.3;
Поликлиника 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 6, стр. 1; Часы работы колл-центра: пн.-пт. 8:00 - 20:00, +7(495)150-11-22 (информационный контактный центр), mnioi@mail.ru (канцелярия), contact@nmicr.ru (отдел по работе с пациентами).

Бесцветное здание МРНЦ им. А.Ф. Цыба в проекции
МРНЦ им. А.Ф. Цыба

249036, Калужская область, г. Обнинск, ул. Королёва, д. 4; Часы работы колл-центра: пн.-пт. 8:00 - 20:00; сб. 08:00 - 18:00, +7(800)250-87-00 (многоканальный), +7(484)399-31-30 (многоканальный), +7(484)399-31-15 (госпитализация), mrrc@mrrc.obninsk.ru.

Бесцветное здание НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина в проекции
НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина

105425, Москва, ул. 3-я Парковая, д. 51, стр. 1; Часы работы колл-центра: пн.-пт. 8:00 - 20:00; сб.- 09:00 - 16:00; воскр. - выходной, +7(499)110-40-67 (многоканальный), call@niiuro.ru.

Портал непрерывного медицинского и Фармацевтического Образования Минздрава России
Противодействие коррупции
Охрана труда
Рак победим! onco-life.ru Официальный портал Минздрава России об онкологических заболеваниях
объясняем.рф Достоверно и наглядно о том, что важно прямо сейчас
О спиде
Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями
Загрузка...