Редчайшая операция по удалению опухоли проведена в МНИОИ
Елене 35 лет. Вполне успешная и веселая девушка. Несколько месяцев назад у нее заболела челюсть и висок. Боль была такая, что невозможно было открыть рот. Елена готовилась ставить брекеты, и местные стоматологи, проявив уместную настороженность, направили девушку к челюстно-лицевому хирургу. Доктор Юлия Высельцова, которая ее наблюдала, обратилась за консультацией к профессору Сергею Епифанову, которого хорошо знают в Нижнем Новгороде. Ей повезло, она попала в очень профессиональные руки.
– Мы провели телеконсультацию, после которой я рекомендовал пациентке пройти ОФЭКТ/КТ исследование, – рассказывает челюстно-лицевой хирург отделения микрохирургии головы и шеи Сергей Епифанов. – Оно показало избыточное накопление проверочного препарата в височно-нижнечелюстном суставе. Результаты более углубленного анализа – биопсии этого участка кости подтвердили наши опасения. Девушке предложили госпитализацию в Москве.
Хондросаркома суставной ямки – крайне редкое заболевание. В научной литературе известны единичные случаи, в отечественной не описан ни один. После положенного консилиума врачи предложили Елене операцию. Хирургическое вмешательство было наиболее эффективным способом лечения этой опухоли, но было связано с огромным риском.
– Заведующий отделением Андрей Павлович Поляков подробно рассказал, в чем сложность операции,- поделилась Елена уже в день выписки из стационара.
– Рядом с этим суставом находится масса жизненно важных структур: головной мозг, внутренняя сонная артерия, лицевой и тройничный нервы, барабанная струна, среднее и внутреннее ухо. Задень врач любой из них, и я бы могла потерять слух, вкус, получить паралич лица, отнялись бы руки или ноги, или пострадал бы вестибулярный аппарат. Было нелегко решиться на такой шаг. Но я понимала, что оставлять в голове злокачественную опухоль нельзя, и это единственный путь, чтобы вернуться к здоровой жизни. К тому же я верила в этих врачей.
– В нашем отделении нередко делаются операции по одномоментному удалению опухоли и протезированию утраченного органа, – говорит А.П.Поляков.
– Но этот случай был действительно исключительный. Я за 25 лет работы в этой области ни разу не встречал именно такую локализацию опухоли. Спасибо всем коллегам, участвовавшим в спасении этой пациентки. Это специалисты нашего отделения микрохирургии, и челюстно-лицевые и нейрохирурги – нам помогал по своей части профессор Антон Зайцев, и анестезиологи. Команда работала междисциплинарная. И, конечно, спасибо нашим партнерам – специалистам российского завода-изготовителя протезов, которые помогли сделать исключительно точную модель и элементы реконструкции.
Для того, чтобы иметь точный план действий, д.м.н. Сергей Епифанов совместно с биоинженерами завода»КОНМЕТ» смоделировали хирургическое вмешательство в виртуальном и аналоговом варианте и создали дизайн хирургических шаблонов и имплантатов: полимерный фрагмент височной кости и титановый височно-нижнечелюстной сустав, которые предстояло заменить.
Работа предстояла ювелирная. И все с ней справились. Операция продолжалась 6 часов. Специалисты сменяли другу друга у операционного стола. Риск, который угрожал ее жизни, теперь преодолен. Елена недавно выписалась и отправилась домой. Она сама ест, правда, пока только жидкую пищу, организму еще нужно настроиться, говорит и – улыбается. Через три месяца врачи из института Герцена ждут ее на плановую проверку.
Пресс-служба ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России