РЕДКИЙ СЛУЧАЙ СИНХРОННОГО РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ У 27-ЛЕТНЕЙ ПАЦИЕНТКИ
В клинической практике онкологов случаи, способные не только удивить, но и поставить под сомнение привычные представления о биологии опухолей, встречаются нечасто. Один из таких — наблюдение специалистов МНИОИ им. П.А. Герцена — филиала НМИЦ радиологии Минздрава России, где молодая пациентка 27 лет обратилась за медицинской помощью, заподозрив онкологическое заболевание. Диагноз оказался не просто серьезным, но и исключительно редким: синхронный первично-множественный рак молочных желез разного биологического типа.
Некоторое время назад, во время кормления грудью, Татьяна обнаружила уплотнение в молочной железе и прошла первичное УЗИ по месту жительства. Уже во время исследования врач заподозрил злокачественную опухоль. Однако ни биопсия, ни углубленная диагностика выполнены не были. Почему?
«Наша пациентка — очень осознанная, инициативная. Она приняла решение сразу обратиться за помощью в федеральный центр. Мы провели полное обследование и установили диагноз», — рассказывает врач-онколог отделения онкологии и реконструктивно-пластической хирургии молочной железы и кожи МНИОИ им. П.А. Герцена к.м.н. Джамиля Джабраилова.
По результатам обследования у Татьяны были выявлены две независимые опухоли в обеих молочных железах. Обе злокачественные, но с принципиально разными иммуногистохимическими характеристиками.
«С одной стороны — гормонопозитивный, HER2-негативный люминальный рак. С другой — HER2-позитивный, более агрессивный подтип. Это два различных онкологических процесса. Мы имели дело с первичным синхронным раком», — подчеркивает Джамиля Шринбековна.
Для установления потенциальной наследственной природы заболевания пациентке было выполнено расширенное молекулярно-генетическое исследование методом NGS. Результат оказался еще более неожиданным — ни одной мутации, ассоциированной с онкологическими заболеваниями, обнаружено не было. «Это крайне редкая клиническая ситуация, объяснение которой сегодня мы найти не можем», — поясняет лечащий доктор.
На мультидисциплинарном консилиуме было принято решение начать с неоадъювантной химиотерапии, чтобы оценить чувствительность опухоли к лечению и уменьшить объем поражения перед операцией. «После химиотерапии мы зафиксировали полный клинический регресс опухоли. Это открывало путь к радикальному хирургическому лечению», — продолжает Джамиля Шринбековна. Хирургический этап проводился под руководством Азиза Дилшодовича Зикиряходжаева, заведующего отделением онкологии и реконструктивно-пластической хирургии молочной железы и кожи МНИОИ им. П.А. Герцена.
«Несмотря на полный клинический ответ в виде регрессии опухоли, с учетом высоких рисков, ассоциированных с возрастом и вероятным наличием генетической предрасположенности генов, которые не попали в исследование, а также учитывая объем молочных желез и желание пациентки, мы приняли решение об удалении молочных желез с одномоментной реконструкцией», — отмечает Азиз Дилшодович.
Сейчас Татьяна проходит курс реабилитации и ожидает результатов гистологического исследования. «Дальнейшая тактика лечения будет определена на основании патоморфологических данных», — поясняет Джамиля Шринбековна. «Для нас крайне важно, что пациентка осталась довольна эстетическим эффектом. Именно индивидуальный подход позволил достичь отличного результата и сохранить качество жизни несмотря на серьезность диагноза», — резюмирует Азиз Дилшодович.