РЕКОНСТРУКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ С 3D-МОДЕЛИРОВАНИЕМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРОТЕЗАМИ: ЛЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
Для врача нет ничего труднее, чем самому стать пациентом. Так случилось с нашим героем: появившаяся асимметрия лица и дискомфорт в области правой щеки и половине носа заставили военного хирурга Сергея всерьез заняться своим здоровьем. Интуиция и опыт подсказали: промедление опасно. Обследование подтвердило самое серьезное опасение — рак верхнечелюстной пазухи справа. Сергею сразу выполнили операцию, которая прошла успешно, но уже через месяц болезнь напомнила о себе — опухоль возобновила рост. Химиолучевая терапия дала передышку на полгода, а этим августом заболевание вернулось с новой силой.
Боль усиливалась с каждым днем, а отек на лице стал заметен даже невооруженным взглядом. Коллеги Сергея больше ничем не могли помочь — все стандартные методы лечения были исчерпаны. Единственной надеждой оставались высокотехнологичные операции с индивидуальным протезированием, выполняемые лишь в некоторых учреждениях нашей страны.
«Опухоль распространялась на мягкие ткани щеки и правую половину носа, разрушая стенки правой верхнечелюстной пазухи, нижней глазницы и альвеолярного отростка (костная часть челюсти, формирующая лунки для зубов), — рассказывает д.м.н. Михаил Кропотов, заведующий отделением головы и шеи МРНЦ имени А.Ф. Цыба — филиала НМИЦ радиологии Минздрава России, профессор. — Несмотря на масштабный опухолевый процесс, вмешательства такого рода должны быть выполнены в радикальном объеме и с сохранением эстетического эффекта».
Специально для Сергея были созданы два протеза отечественного производства: первый замещает нижнюю стенку орбиты для удержания нормального положения глаза, второй — дефект твердого неба и десны верхней челюсти. Благодаря такому персонализированному подходу и 3D-моделированию хирургам удалось точно воспроизвести необходимые составляющие черепа.
«В ходе операции мы удалили опухоль верхней челюсти вместе с вовлеченными в процесс костными стенками верхнечелюстной пазухи, нижнюю стенку глазницы, фрагмент десны верхней челюсти и твердого неба справа, — рассказывает Павел Спирин, хирург-онколог отделения. — Также мы убрали лимфатические узлы шеи со стороны новообразования для исключения регионарных метастазов. Затем мы восстановили нижнюю стенку глазницы за счет индивидуального протеза, зафиксировав его с помощью металлоконструкций к носовой и скуловой костям. В полость рта был установлен стоматологический протез, замещающий дефект неба и десны вместе с зубным рядом».
Данные протезы заменили удаленные части челюсти, позволив добиться максимально высокого качества реконструктивно-пластической операции. Уже на следующий день после операции Сергей начал говорить и есть самостоятельно. Сейчас он готовится к возвращению домой и строит планы. Иногда сила медицины измеряется не только в технологиях, но и в людях, которые, пройдя через испытание, выбирают этот сложный, но очень важный путь — продолжать лечить других.




