У каждого есть свой Ангел-Хранитель
В НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина – филиале НМИЦ радиологии Минздрава России, поставили на ноги, казалось бы, безнадежного больного.
Николай с детства любил лошадей и в хозяйстве всегда их держал. Для души. Места под Рязанью красивые, катайся, радуйся.
Так и в тот злополучный апрельский вечер 2019 г. поехали с сыном прокатиться. Остановились на обочине, подпругу поправить. В этом время по главной дороге навстречу друг другу мчались две машины. Одна с хмельным водителем. Он не удержал колею и зацепил по касательной сани. Сани и лошадь упали на Николая и перемолотили его так, что в районной реанимации не знали, за что в первую очередь хвататься: закрытая травма и ушиб грудной клетки, разрыв лонного сочленения, перелом крестца, повреждение связок коленного сустава, разрыв прямой кишки, мочевого пузыря и уретры…
После экстренной обработки раны и установки колостомы и цистостомы отправили Николая в область для дальнейшего лечения. И начался кошмар: положительный текст на ковид, тромбоз вен левой конечности, специальная металлоконструкция для соединения переднего полукольца костей таза. После операции в области лонного сочленения произошло расхождение костей с повреждением стенки мочевого пузыря. Это привело к осложнению — открылся мочевой пузырно-промежностный свищ, а затем вышел свищ и из послеоперационной раны.
Металлоконструкцию вынуждено убрали, кости таза разошлись, как оглобли, мочевой пузырь опустился на 6 см, при этом боковые стенки пузыря уже были спаяны рубцами с краями лонных костей с обеих сторон. Двигаться он мог с большим трудом и только на костылях. Очень быстро набрал 135 килограмм и потерял всякий интерес к жизни. Причем, как заключили урологи, восстановить самостоятельное мочеиспускание не удастся и цистостома ему определена пожизненно. Здоровый, пятидесятипятилетний мужчина превратился в инвалида 1 группы. Особенно тужил Николай, что теперь он уже никогда не сможет сесть в седло.
Однако был у него свой ангел – младшая сестра. Она отчаянно боролась за брата и не верила, что все возможности использованы. Три крупнейших центра – к истории подключились ЦИТО имени Н.Н. Приорова, НМИЦ колопроктологии и НМИЦ радиологии Минздрава России — думали, чем помочь Николаю. Нужно было решить три проблемы сразу: восстановить нормальную работу прямой кишки – убрать колостому, освободить мочевой пузырь от спаек с полукольцом костей таза и избавиться от цитостомы, и, наконец — вернуть на место кости таза. А время для этого уже было упущено. Такие операции нужно было делать максимум через три месяца после травмы. Прошло два года. Все срослось, как срослось.
Сестра не сдавалась и продолжала стучаться во все двери. В 2021 году профессором С.И. Ачкасовым, одним из лучших хирургов-проктологов страны, Николаю была восстановлена проходимость прямой кишки, и впереди, вроде, забрезжил рассвет. Но! — травматологи при таком весе операцию даже не рассматривали.
И тогда Николай встал, и каждый день ходил, как на работу, по несколько километров, по ямам и ухабам, на костылях. И добился своего: за три месяца он сбросил больше 40 кг.
— Я когда в ЦИТО снова приехал – не поверили, повели на весы, и все допрашивали, как это смог за три месяца так похудеть? – рассказывает Николай. — Да никак. Бросил есть хлеб и сладкое. А раньше я мед очень уважал…
Теперь надо было решить вторую проблему – вернуть на место мочевой пузырь, избавиться от цистостомы. Снова поехали в НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А.Лопаткина к руководителю группы микрохирургии и урологической травмы А.В. Верзину. Снова исследования, консультации, размышления.
— Наверное, это было первый раз в моей практике, когда не мы пациента уговаривали пойти на риск, а он — нас, — вспоминает Андрей Викторович.
И небеса Николая услышали. Вернее – услышал доктор, как пациент во время одной из встреч вскользь заметил, что он сам мочится, правда, понемножку, но все же.
— Для меня это был просто невероятной информацией.
Как? Ведь у него потому и образовывались свищи, что не было нормального оттока мочи, — продолжает доктор Верзин. — Мы еще раз подключили все свои инструментальные методы исследования и, наконец, нашли «пропавшую» шейку мочевого пузыря. Из-за травмы она поднялась выше и переместилась на 45 градусов относительно своего нормального положения. Но сохранилась!
Это был подарок судьбы. Врачи провели еще один консилиум, разработали поэтапно весь процесс реконструкции мочеполовой системы и костей таза и междисциплинарной бригадой хирургов совершили невозможное. Они не только убрали спаечный процесс между мочевым пузырем и полукольцом костей таза, мобилизовали боковые стенки и определили мочевой пузырь «на свое место», но и вставили специальную композитную сетку между лонными костями для того, чтобы удержать пузырь в положенном месте. Операция продолжалась несколько часов и прошла успешно.
И когда самое сложное вроде было позади, на следующий день у пациента возникла лихорадка до 39 градусов. Сделали КТ и возникло подозрение на воспаление легкого слева в нижней доле. Однако при дальнейшем наблюдении выяснилось, что это старый, посттравматический разрыв диафрагмы и левого легкого, который в спешке не заметили сразу после происшествия на дороге четыре года назад.
— Самое главное – мы спасли мочевой пузырь от сморщивания — микроцистиса и гибели в перспективе правой почки из-за неизбежного забрасывания мочи — рефлюкса за счет рубцового процесса мочеточника и костей таза, — подводит итог доктор Верзин, не скрывая своего удовольствия от удачной работы, — пациент самостоятельно делает все, что по жизни должен сделать. Сам себя обслуживает, ходит без костылей, ест и — мечтает о своих лошадях.
Еще недельку за ним понаблюдаем и отпустим домой.
— Непременно заведу опять, — со всей белозубой улыбкой подтверждает Николай. — А как же? Без лошади в деревне нельзя… Я благодарен всем врачам, которые вернули меня к нормальной жизни, — подчеркивает он при прощании. – В особенности – Андрею Викторовичу и всем сотрудникам НИИ урологии, которые три года мною занимались и воплотили в реальность мою мечту снять 1 группу инвалидности. Низкий всем поклон!
Пресс-служба НМИЦ радиологии Минздрава России