В НМИЦ радиологии успешно удалена опухоль желудка 92-летней пациентке
Все началось с язвы желудка. Мария Никитична стала чувствовать тяжесть после приема пищи, боли, слабость. И, недолго думая, отправилась к врачу. Ее обследовали, выявили язву желудка и двенадцатиперстной кишки, и назначили лечение. Таблетки, диета, наблюдение у врача. После окончания курса, как положено, пациентка пришла на повторную эндоскопию, которая показала: в двенадцатиперстной кишке язва зарубцевалась, а вот в нижнем – антральном — отделе желудка язва выросла в размерах. Биопсия из пораженного участка не оставила сомнений: в слизистой оболочке обнаружили перстневидноклеточный рак.
Опухоль уже проникла в мышечный слой, удаление щадящим эндоскопическим методом было невозможно. А на большую операцию врачи не решились. Дело в том, что пациентке уже 92 года. Хроническая болезнь почек, сахарный диабет, избыток гормонов щитовидной железы, которые усложняют жизнь, и вдобавок – стенокардия. Тут уже приходится выбирать, что важнее и что сложнее. Однако, не зря многие опытные врачи не устают повторять: в нашем деле важен настрой. Если пациент заодно с врачом – болезнь «в меньшинстве».
Доктора поначалу не учли характер больной: она много лет проработала на Севере, который закаляет не только организм, но и характер. Пациентка не сдавалась и настаивала на радикальном лечении. И тогда региональные врачи приняли единственно правильное решение: после телеконсультации с НМИЦ радиологии пациентка отправилась в Москву.
— После более тщательного анализа мы прекрасно понимали всю сложность данной ситуации, — рассказывает генеральный директор НМИЦ радиологии Минздрава России академик РАН Андрей Каприн. – И не только в возрасте было дело. Любое даже незначительное послеоперационное осложнение могло стать для пациентки фатальным. Но в нашем центре уже несколько лет усиленно развивается такое направление как периоперационное сопровождение и подготовка пациентов. В штате института есть кардиологи, невропатологи, эндокринологи, нефрологи, реабилитологи, ну и конечно опытные анестезиологи-реаниматологи. Это дает возможность забирать к нам самых тяжелых больных и готовить их к сложнейшим операциям. И наша пациентка из Надыма – как раз такой случай.
Понятно, что прежде чем пойти на такой ответственный шаг, врачи подробно беседуют с пациентом, объясняя все риски. Но Мария Никитична настояла на своем решении: будем делать операцию!
— Во время операции мы удалили большую часть желудка, пораженную опухолью, и сформировали два анастамоза, соединив оставшуюся часть желудка и тонкую кишку в нужном месте, — рассказывает заведующий торакоабдоминальным отделением к.м.н. Владимир Хомяков. — Послеоперационный период прошел без осложнений.
Рентгенологический контроль после операции показал: контрастное вещество свободно поступает из желудка в тонкую кишку через анастомоз. Эвакуация содержимого желудка проходит без задержки. Через 10 дней пациентка была успешно выписана из стационара.
Кончено, операция – это еще не всё. Продолжается комплексная сопроводительная терапия, расширение диеты и активности пациентки. После выписки — целый список рекомендаций, как себя вести, как питаться, на что обращать внимание. И обязательно контрольные исследования – в первый год каждые три месяца. Но уже на третий день после операции пациентка согласилась сказать нам несколько слов.
— Таким врачам нужно руки целовать, — говорит Мария Никитична, улыбаясь. — Я проснулась другим человеком. Ни отрыжки, ни болей. Это просто чудо! Какие замечательные тут люди работают! И всем, кто меня готовил к операции, и кто оперировал, и моему лечащему врачу – огромное спасибо. Все такие внимательные, чуткие, я просто рада душой, что я попала именно сюда, в Институт Герцена. Еще поживем!
История одной из самых пожилых и самых позитивных пациенток стала известна по всему институту, и в день, когда ее выписывали, многие люди говорили нам – она победила, вы слышали?
Пресс служба НМИЦ радиологии Минздрава России